Часовых дел мастер | [ Павловский Посад - последние новости

27 июня 2022, 13:27

Часовых дел мастер

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Каждый житель нашего города знает часы на Колокольне Храма Воскресения Словущего, слышал их бой, сверял по ним время. Но не всем известен человек, благодаря которому продолжает жить одна из главных достопримечательностей Павловского Посада.

Вот уже более 40 лет куранты обслуживает продолжатель павловопосадской династии часовщиков Андрей Попов. За это время мало у кого была возможность подняться под самый купол Колокольни и собственноручно завести часовой механизм, но для наших корреспондентов Андрей Сергеевич сделал исключение. Во время экскурсии собеседник поделился интересными историями о своих предках, о редком ремесле и, конечно, уникальных курантах, которые ведут отсчет времени уже 130 лет.

Старинные часы

По словам Андрея Попова, часы для Колокольни изготовил мастер Андрей Энодин.

«Детали он привез из Швейцарии, а чугунные станины были отлиты уже в Москве, – рассказывает Андрей Попов. – Уникальность этих курантов заключается в том, что они вышли всего в трех экземплярах. Два механизма отправились в Ташкент и Таллин (там часы не сохранились), а третий – в Павловский Посад, где в 1891 году их установил лично Андрей Александрович Энодин».

-

Кто занимался обслуживанием городских курантов первые двадцать лет, доподлинно неизвестно, но согласно документам в 1911 году заботу о них взял на себя Иван Михайлович Попов.

Основатель династии И.М. Попов. Фото 1958 года. В. Баранов

Основатель династии И.М. Попов. Фото 1958 года. В. Баранов

«Дед был профессиональным часовщиком. Ремеслу он обучался в Санкт-Петербурге и Богородске, позже имел свою мастерскую, которая, кстати, была расположена неподалеку от Колокольни», – вспоминает Андрей Сергеевич.

-

Иван Попов ухаживал за часами более полувека. По сей день сохранились карандашные надписи, сделанные им на стене часовой комнаты. Каллиграфическим почерком (во время Первой мировой войны Иван Михайлович был писарем) он вывел на деревянной обшивке: «Ход часов при заводе гирь имеет 106 оборотов, бой четвертей – 111 оборотов, бой часов – 105 оборотов. Этого завода хватает на 7 дней и 3 часа».

На соседней стене еще одно послание: «Прошу потомков беречь, честно и добросовестно относиться к часам».

Верность этому наказу всю жизнь сохранял младший сын Ивана Михайловича – Сергей Иванович, а сейчас уже и внук основателя династии – Андрей Сергеевич, который также приобщает к семейному делу своих внуков.

За преданное служение городу в июне этого года Андрей Попов был удостоен звания «Почетный гражданин г.о. Павловский Посад».

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Живой организм

В обязанности мастера входит еженедельный завод часов, смазка, при необходимости – регулировка и мелкий ремонт. Но прежде чем приступить к работе, нужно еще подняться к курантам, а это ни много ни мало 55 метров вверх. На днях этот путь с Андреем Поповым разделили наши корреспонденты.

Несмотря на возраст, часовщик бодро взбирается по многочисленным ступеням, некоторым из них столько же лет, сколько и самой Колокольне. Кажется, все здесь он знает, как свои пять пальцев, и с легкостью смог бы преодолеть подъем даже с закрытыми глазами.

Завороженные видом города, мы останавливаемся на первом ярусе башни, но Андрей Сергеевич зовет нас дальше: «Поднимемся на балюстраду – вот где будет красота!»

Следующая площадка – звонница.

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

«Сейчас здесь всего пять колоколов, – комментирует наш провожатый, – а раньше их было восемнадцать, и самый большой, брат Царь-колокола, весил без малого 5 тонн».

-

Еще несколько лестничных пролетов – и мы в святая святых – комнате, где установлен часовой механизм, работающий по принципу Кремлевских курантов.

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

«Часы как живой организм, они чутко реагируют и на погоду за окном, и на влажность в помещении. Зимой хлопот у меня прибавляется: из-за сезонных отклонений Колокольни от вертикали начинает заваливаться маятник, и механизм нужно постоянно регулировать», – поясняет Андрей Сергеевич.

-

Но в этот раз регулировка не требуется, и часовщик разрешает нам вручную завести куранты. Вес у гирь приличный, поэтому нам пришлось хорошенько попотеть, а для Андрея Попова эта нагрузка привычная – рукоятку он лихо крутит одной рукой.

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

С высоты птичьего полета

Куранты заведены на неделю вперед, и наконец-то можно подняться к циферблатам. Отсюда открывается захватывающий вид – весь Павловский Посад как на ладони.

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

«В хорошую погоду видны Электросталь, Электрогорск, Дрезна. Вам повезло, сегодня можно рассмотреть соседние города», – улыбаясь, говорит мастер. Казалось бы, для него эта панорама уже давно должна стать чем-то обыденным, но глядя на этого человека, понимаешь: каждый выход на балюстраду, как в детстве, приводит его в восторг.

-

На этом наше путешествие к главным городским курантам заканчивается. Перед уходом вместе с часовщиком бросаем прощальный взгляд на механизм: вокруг своей оси неспешно вращаются шестеренки, мерно тикая, прибавляет час маятник, в шахте медленно опускаются гири… Андрей Сергеевич увидится с часами уже через неделю, а нам такая возможность вряд ли выпадет снова.

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

С небес на землю

Медленно спускаемся «с небес на землю», и наш разговор у стен Колокольни тоже становится более «земным». Последние десятилетия Андрея Попова беспокоит судьба курантов.

«Часам необходима реконструкция – последний раз они капитально ремонтировались в 1954 году. Конечно, при правильном уходе они походят еще 20-30 лет, а что потом?.. – волнуется мастер. – Ситуацию осложняет то, что Колокольня входит в реестр памятников федерального значения, поэтому найти источники финансирования крайне сложно».

-

Еще одна мечта Андрея Сергеевича – восстановить циферблаты, которые давно выцвели и начали отслаиваться: «Хотелось бы, чтобы они блистали золотом, как во времена моего деда».

И нам хочется, чтобы время, которое отсчитывают куранты, для них никогда не остановилось.

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова

Наталья Верхотурова