Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 24 мая

ясно+15 °C

Онлайн трансляция

Под покровом Божией Матери: к 155-летию от основания храма в селе Казанское (продолжение)

19 июля 2018 г., 11:53

Просмотры: 301


Предоставлено благочинием Павлово-Посадского церковного округа

Окончание. Начало здесь

25-26 мая 1859 года в Павловском Посаде останавливался святитель Филарет: он возвращался в Москву после освящения Спасо-Преображенского храма Гуслицкого монастыря. Митрополит отслужил в соборе Воскресения Словущего всенощное бдение и литургию. Затем он посетил село Меря и благословил иконой Пресвятой Богородицы «Взыграние Младенца» (икона хранится в Казанской церкви) жителей села и местных купцов на строительство здесь храма.

Летом 1863 года строительство церкви было завершено. Был выделен клир в составе священника, диакона на вакансии псаломщика и причетника. Первым священником новой церкви стал молодой иерей Е.М. Орлинков. Также в состав клира вошли диакон П.Д. Смирнов и псаломщик М.И. Ильинский. В дальнейшем здесь служили священники В.Е. Виноградов (с 1880 года), диаконы И.В. Воскресенский (с 1880 года) и М.Ф. Гусев (с 1902).

 

Переименование села Меря напрямую связано с окончанием строительства и освящением церкви. «Дело о наименовании деревни Мери селом Казанским» было начато в Богородском духовном правлении 27 апреля 1864 года (ЦИАМ. Ф. 707. Оп. 1. Д. 839. Л. 1-2). Из него становится видно, что переименование произошло «согласно приговору крестьян оной деревни».

 

В том же году при храме было устроено народное училище ведомства Палаты государственных имуществ для обучения поселянских детей, средства на которое выделил купец С.И. Салтыков.

В 1881 году к храму была пристроена каменная колокольня. В 1888 году на крестьянском сходе было решено построить рядом с храмом новую школу (в 1909 году здание было расширено). В 90-е годы XIX века в церкви были установлены 3 трехъярусных иконостаса, произведены росписи. Помимо необычной композиции вознесения ангелами Казанской иконы Божией Матери (на нефе в западной части храма), из особенностей росписи также можно назвать композицию «Благословение преподобным Сергием благоверного князя Димитрия Донского перед Куликовской битвой» (западная стена северного, Сергиевского придела).

В 1899 году школьная учительница Ю.М. Савельева устроила при школе первую на территории современного Павлово-Посадского округа библиотеку. Церковь несколько раз посещал Богородский священномученик К. Голубев (расстрелян в 1918 году).

С приходом советской власти Казанская церковь, в отличие от храмов в городе, официально не закрывалась. Богослужения проводились, шли и занятия в школе. В 1931-1935 годы здесь служил священномученик А.М. Воздвиженский, в 1935-1937 годах – священномученик А.Н. Протопопов. До этого священномученик Алексий служил в храмах г. Москвы, а с 1934 г. в соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Орехово-Зуево Московской области. В 1935 г. он был рукоположен во иерея и переведён в Казанскую церковь с. Казанское.

Собираясь арестовать священномученика Алексия, сотрудники НКВД допросили трёх свидетелей: старосту Казанской церкви, члена церковной двадцатки и жителя с. Казанское. Те показали, что о. Алексий много проповедует и неоднократно обращался к прихожанам с просьбой оказать материальную помощь храму для закупки дров, оплаты налогов государству, оказания помощи Патриархии; что священник часто говорил о необходимости для каждого уходить после службы домой «с таким радостным чувством... чтобы эта радость через него стала достоянием и его домашних, чтобы и им захотелось прийти в храм». Также допрошенные показали, что о. Алексий во время проповедей жаловался на то, что раньше государство помогало Церкви, а при советской власти происходит разрушение церквей, переплавка колоколов, изъятие церковных ценностей.

27 ноября 1937 г. отец Алексий был арестован и заключён в тюрьму г. Ногинска. Его допрашивали несколько дней разные следователи. На допросах священник отверг все обвинения в антисоветской деятельности. 4 мая 1938 года священномученик Алексий умер в заключении. Его память отмечается в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в день кончины.

В конце 30-х и в 40-е годы XX века постоянного священника в церкви не было. С 1946 по 1956 гг. настоятелем Казанской церкви был протоиерей П.С. Патокин, в 60-70 годы – священник Н.С. Соломевич.

После смены государственного политического курса в 1989 году многие храмы Павлово-Посадского района стали открываться. Казанская церковь, ставшая хранительницей некоторых святынь закрывшихся храмов Павлово-Посадского района, стала возвращать их историческим владельцам.

 

С 8 сентября 2001 года настоятелем церкви является протоиерей Александр Хомяк (с 17 октября 2004 года – благочинный Павлово-Посадского благочиния).  При действующем настоятеле церкви были произведены значительные реставрационные работы и благоустройство территории храма.

 

С 1999 года при церкви действует воскресная школа (директор И.Н. Журавлева). В 2013 году на летнее празднование Казанской иконы Божией Матери (21 июля) были проведены мероприятия, приуроченные к 150-летию основания церкви. В  2003 году под управлением К.Н. Хомяк был сформирован церковный хор, в богослужениях также участвует во будничный хор из жителей села.

Северный придел Казанской церкви, посвящённый преподобному Сергию Радонежскому, называют в приходе «маленькой Троице-Сергиевой лаврой» – здесь собраны свидетельства особого почитания этого святого в регионе. Помимо посвящённой преподобному росписи, в приделе на тканом подризнике XIX века помещена почитаемая икона преподобного Сергия. На западной стене южного придела сохранилась ктиторская надпись, где указано, что церковь была основана по благословению российского императора Александра II.

Редким образом является так называемая «Темничка» – деревянное скульптурное изображение Христа, помещённого в темницу.

Близ церкви похоронены меценаты и основатели церкви Филипп Егорович и Яков Егорович Рудаковы (у северного алтаря), Иван Афанасьевич Салтыков (у южного алтаря), священники Петр Сергеевич Патокин и Николай Степанович Соломевич (у южного алтаря).

Наталья КРАШЕНИННИКОВА, прихожанка Казанского храма г. Павловский Посад, ведущий научный редактор церковно-научного центра «Православная энциклопедия»