Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 23 сентября

ясно+17 °C

Онлайн трансляция

Под покровом Божией Матери: к 155-летию от основания храма в селе Казанское

12 июля 2018 г., 11:34

Просмотры: 9418


Основание храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанское (до 1864 года – село Меря) относится к середине XIX века. Западную часть Павлово-Посадского района, на которой располагается современное село Казанское, охватывала в то время Игнатьевская волость Богородского уезда. С церковно-административной точки зрения эти территории входили в состав паствы собора в честь Воскресения Словущего в Павловском Посаде.

Предоставлено благочинием Павлово-Посадского церковного округа

Село Меря в середине XIX века представляло собой достаточно богатое селение. Оно, равно как и другие деревни Игнатьевской волости, было заселено государственными крестьянами.

 

Село Меря получило своё название от наименования проживавшего здесь в древности финно-угорского племени меря: ареал расселения мерян охватывал земли современных Владимирской, Ивановской и восточной части Московской областей.

 

Сохранились  сведения об основании Казанской церкви. Согласно одной версии, оно было связано с обретением в этих местах во время Отечественной войны 1812 года извода Казанской иконы Божией Матери. Местным ополченцам, готовящимся дать отпор французским войскам, было явлено чудо: в ветвях дерева они увидели икону Божией Матери, которую держали два ангела. Икона сохранилась до сих пор, она находится в местном ряду иконостаса храма (слева от Царских врат) и имеет довольно необычную и редко встречающуюся иконографию: Казанский образ Пресвятой Богородицы поддерживают с двух сторон два ангела. Другое свидетельство не отрицает первое, но связывает основание церкви и происхождение необычной иконы скорее с событиями 50-х годов XIX века, когда в районе произошла эпидемия моровой язвы. Чтобы погасить чуму, жители обнесли вокруг села Казанскую икону Божией Матери, найденную в 1812 году ополченцами, и совершили молебен у целебного источника, находившегося в то время на окраине деревни (сейчас – близ Казанской церкви, с восточной стороны от неё). По мнению старожилов, в лесу в 1812 году была обретена другая икона – обычного извода (то есть с изображением Божией Матери и Богомладенца, без ангелов) и небольшого размера. Позже она была утрачена, но именно её изображение сохранилось в росписи нефа в западной части храма (два ангела возносят Казанскую икону Божией Матери). Считается, что дошедший до наших дней образ с помещением в композицию фланкирующих Казанскую икону Пресвятой Богородицы двух ангелов был написан специально для будущей церкви (которую было намечено выстроить близ целебного источника) и как воспоминание о чудесном избавлении села от моровой язвы, эпидемия которой вскоре после совершения молебна действительно погасла. Почитание источника прослеживается вплоть до 50-х годов XX века: по воспоминаниям жителей села, за ним ухаживали, он был оформлен бревенчатым окошком, при нём регулярно совершались молебны.

казанский храм (с. Казанское)

Предоставлено благочинием Павлово-Посадского церковного округа

До последнего времени сохранялось и другое устойчивое предание, связывающее основание церкви с именем митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова). Считалось, что он как правящий архиерей мог знать предание о чудесных событиях в Мере и, очевидно, неоднократно бывал в этих местах и видел образ своими глазами. Задумав построить здесь церковь, он, возвращаясь в Москву после основания Гуслицкого монастыря в селе Куровское, благословил местных купцов на создание храма.

Исторически зафиксированные свидетельства подтверждают активное содействие правящего архиерея в основании церкви, однако хронологическая последовательность событий, выявленная в процессе исследований последних лет, предстает несколько иной. Согласно источникам, история храма начинается в марте 1858 года, когда крестьяне и другие обыватели деревень Меря, Криулино, Грибаново, Сонино, Игнатово, Фомино и Дмитрово Игнатьевской волости Богородского уезда подали митрополиту Московскому святителю Филарету ходатайство об устройстве новой церкви. Крестьяне жаловались на значительную удаленность мест своего проживания от церкви Воскресения Словущего в Павловском Посаде, к которой они были приписаны. Из-за весенне-осенних паводков Воскресенский храм становился практически недоступным для посещения «старцами и мелолетними детьми». В свою очередь, священнослужители для совершения необходимых треб зачастую не могли попасть в деревни, поскольку не отпускали дела по окормлению и без того многочисленной городской паствы, да и ввиду распутицы приходилось ездить объездными путями.

 

9 сентября 1858 года Московской духовной консисторией в Богородское духовное правление был выслан Указ императора Александра II о разрешении основания новой каменной церкви в селении Меря.

 

Храм было решено посвятить Казанской иконе Божией Матери, приделы – святителю Николаю Чудотворцу Мирликийскому (южный) и преподобному Сергию Радонежскому (северный). Местные купцы крестьянского происхождения Филипп и Яков Егоровичи Рудаковы и Семен Иванович Салтыков выразили готовность выделить на постройку церкви 10 тысяч рублей серебром и обещали «иметь попечение об успешном окончании этого дела». Крестьяне также жертвовали посильные суммы и намеревались устроить «на их крестьянской земле добывание глины и кирпичный завод», выделить достаточное количество земли для церкви, кладбища, домов для причта (33 десятины), обеспечить строительство рабочей силой и подвозом материала.

Проект храма был разработан архитектором Владиславом Иосифовичем (Адамом Осиповичем) Грудзиным (Груздиным).

Продолжение следует.

Наталья КРАШЕНИННИКОВА, прихожанка Казанского храма г. Павловский Посад, ведущий научный редактор церковно-научного центра «Православная энциклопедия»