Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 17 августа

облачно с прояснениями+23 °C

Онлайн трансляция

Видеть цель и не замечать препятствий!

22 марта 2018 г., 11:33

Просмотры: 358


Именно эта черта характера помогла девочке из небольшого шахтёрского города воплотить свою мечту в жизнь.

Наталья Верхотурова

Многие в Павловском Посаде знают Людмилу УСОЛЬЦЕВУ как профессионала классической школы пения, талантливого педагога – специалиста своего дела. Воспитанники Студии академического вокала, которую она создала при ДК «Октябрь» и долгие годы возглавляет, неизменные участники культурных мероприятий, проводимых в округе и за его пределами. Тем не менее мало кому известно, какого труда и упорства стоило Людмиле Анатольевне, чтобы талант, заложенный в ней от природы, как это часто бывает, не пропал, а засверкал всеми гранями мастерства.

 

Вечные ценности

«Родилась я в Алтайском крае, в маленьком городке близ Семипалатинского полигона, – рассказывает о себе Людмила Усольцева. С детства меня тянуло к искусству, несмотря на то, что особых условий для творческой самореализации не было – два клуба и всё. Посещала в одном из них хореографический кружок, с которым много выступала сначала в своём городе, а потом и в районе. Однако взрослея, стала понимать, что связать свою жизнь с танцами (а я была очень увлечена балетом) не получится – слишком я уже взрослая для того, чтобы начать профессионально этому обучаться – только «для себя, для общего развития».

Интерес к хореографии появился у девочки не случайно – однажды она увидела на почтовой марке изображение Галины Улановой в образе Умирающего лебедя. Красота и грация великой советской балерины поразили юную Людмилу и пробудили в ней страсть к коллекционирования открыток, газетных и журнальных вырезок с материалами о балете и знаменитых танцорах. Но если свой внушительных объёмов бумажный «архив» Людмила Анатольевна давно потеряла в результате многочисленных переездов, то любовь к хореографии – пронесла через долгие годы.

Не менее ошеломляющее впечатление произвела на героиню очерка и опера. Творческая натура, она с детства тянулась к прекрасному, поэтому вполне закономерно, что услышанная по радио трансляция из Большого театра оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» буквально заворожила девочку, открыв для неё новый, неведомый ей доселе, мир классической вокальной музыки.

«Петь я любила всегда, – делится воспоминаниями Людмила Усольцева, была солисткой школьного хора, помогала одноклассникам во время уроков пения, однако занималась танцами и вокалу особого внимания  не уделяла. Но когда я услышала оперное пение, эту просто Божественную музыку – поняла, что это моё! У меня появилась цель в жизни, а исполнилось мне в ту пору лет 12-13, не больше. Когда меня спрашивают о дате рождения, всегда говорю, что родилась на следующий день после смерти Сталина – видимо, поэтому в моём характере живёт свобода, внутренний протест против всех запретов, и если у меня появилась цель – препятствий для меня не существует!»

 

 

К вершинам мастерства

Сразу после окончания школы – тоненькой, хрупкой и юной, в только что сшитом своими руками платье, Людмила поехала в Новосибирск – поступать в консерваторию. Толком не представляя статуса, и, как бы сейчас сказали, «дресс кода» данного заведения, она резонно решила, что красивый, пусть и скроенный не профессиональной портнихой наряд – вполне подойдёт, чтобы покорить строгое жюри и убедить их – перед ними будущая артистка. Но спускающийся по лестнице навстречу Людмиле седой степенный мужчина мгновенно развенчал её уверенность, с лёгким осуждением в голосе заявив, намекая на длину платья: «Девушка, что это вы так оделись? У нас так не ходят!» 

усольцева музыка

Наталья Верхотурова

Но это была не самая большая неприятность, с которой ей предстояло столкнуться в консерватории. Выяснилось, что абсолютно без какого-либо музыкального образования в неё не принимают... Мечта, как горизонт, снова отодвигалась от девушки, словно проверяя её настойчивость и силу воли.

Ища выход из сложившейся ситуации, Людмила поступила на хоровое отделение Новосибирского областного культурно-просветительского училища, где и проучилась практически до окончания, мечтая, как однажды вновь переступит порог консерватории. И вскоре мечта стала обретать реальные черты...

«Уже заканчивая училище, я, сдав экзамены, пройдя огромный конкурс, поступила на подготовительное отделение в консерваторию. Мне в училище диплом надо защищать, а я одновременно занимаюсь в консерватории, – рассказывает Людмила Анатольевна. – И объявляют мне, мол, нужно ехать на полгода на практику, – а я не могу! Вот и пришлось бросить училище ради учёбы в консерватории, хотя гарантии, что потуплю на первый курс, не было (занятия на подготовительном отделении не давали приоритетного права на поступление – абитуриенты на общих основаниях вновь сдавали экзамены), но я уже была там, и ничто не могло меня остановить. Через дорогу был театр и я в нём, жила практически. Как видите, путь мой был долгим, но я ни о чём не жалею! Всё было ярко, интересно, много событий, встреч  с интересными людьми».

По окончании консерватории Людмила Анатольевна, несмотря на то, что приглашений из различных театров и филармоний было достаточно, выбрала Воронежский государственный театр оперы и балета, работе в котором посвятила многие годы.

 

Воронежский театр оперы и балета был основан в сентябре 1931 года как театр музыкальной комедии на базе коллектива профессиональных артистов. В 1958 году было принято решение о его реорганизации. Первым спектаклем, ознаменовавшим рождение нового воронежского театра, стала опера П. Чайковского «Евгений Онегин», премьера состоялась 25 февраля 1961 года. Эта дата  – фактически день рождения театра оперы и балета. За более чем 44 года работы на его сцене были поставлены более 200 спектаклей из классического и современного оперного и балетного репертуара. Театр гастролирует во многих странах мира, в том числе, в США, Германии, Венгрии, Испании, Франции, странах Африки и Азии и др.

 

Тем не менее втайне она надеялась служить на подмостках Камерного музыкального театра им. Бориса Покровского. Однако в московские театры тогда принимали исключительно москвичей и жителей Подмосковья, поэтому с планами пришлось повременить. Затем Людмила Усольцева долгое время являлась солисткой Русского театра оперы и балета в городе роз – Донецке, работала в Орле, Брянске, пока кочевая жизнь артиста не занесла её в Павловский Посад.

 

Время – учиться, время – учить…

«После переезда в Павловский Посад я несколько лет проработала в Московском детском музыкальном театре, одно время совмещая эту, основную для меня деятельность с ведением студии в ДК «Октябрь», но когда нужно было принять решение, я приняла его в пользу студии и ни о чём не жалею, – вспоминает Людмила Анатольевна. – Когда объявили набор вокалистов, пришло очень много людей, некоторые из которых нигде раньше не занимались и не представляли на тот момент, что такое академический вокал, даже нот не знали и разницы между оперой и романсом... Постепенно учились, вникали. Стараюсь заниматься обязательно индивидуально, потому что хор не даёт того, что может дать педагог тому или иному конкретному ученику, исходя из его возможностей.

Многих из своих учеников могу отметить. Все они способные и трудолюбивые, но особенно хотелось бы упомянуть Лидию Соколову, которая в студии с момента её основания и ездит заниматься к нам из Орехово-Зуева, города, где казалось бы нет недостатка ни в Домах культуры, ни в вокальных коллективах, тем не менее она выбрала именно нашу студию. Сейчас мы готовим отчётный концерт студии академического вокала. Рабочее название – «Для тех, кто любит Музыку живую». Хотелось бы, пользуясь случаем, пригласить на него всех павловопосадцев. Тех, кто любит хорошую музыку и качественный вокал под аккомпанемент фортепиано».

 

Вот уже 14 лет Людмила Анатольевна преподаёт академический вокал в ДК «Октябрь», возглавляя коллектив, заниматься в который ходят наши земляки самого разного возраста и профессий. Некоторые из них никогда раньше не занимались пением и теперь именно их педагог ежедневно и терпеливо открывает сложный, но восхитительный мир классической вокальной музыки.

 

Академический или классический вокал заметно отличается от джазового или эстрадного по технике исполнения. В его основе заложены музыкальные традиции, сложившиеся ещё в ХVI веке. Академический вокал не предполагает использование микрофона и иной звукоусиливающей аппаратуры. Грамотного солиста отличает умение петь в широком голосовом диапазоне качественно воспроизводя сложнейший в музыкально-техническом смысле материал. Сегодня классический вокал исполняют в опере, капелле, академическом хоре. Однако в академической манере работают и некоторые эстрадные певцы.

Марианна Троицкая