Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 октября

ясно-1 °C

Онлайн трансляция

Учитель с 35-летним стажем о непростом педагогическом труде

14 апр. 2017 г., 14:02

Просмотры: 392


Учитель русского языка и литературы средней школы №2 Галина ГУРКИНА – Почётный работник общего образования Российской Федерации.

«Ты такая маленькая, худенькая, тебе с ними не справиться», – говорила Галине бабушка, имея в виду школьников. Родители девушки тоже не предполагали, что их дочь станет учителем: они мечтали, что она пойдёт по их стопам, будет работать в сфере железнодорожного транспорта.

Лёд и пламень

Поначалу и сама Галина готовилась продолжить семейную традицию, однако, когда преподаватели посоветовали своей выпускнице, отличнице учёбы, секретарю комсомольской организации школы выбрать профессию педагога, она прислушалась к их мнению. Однако трагические семейные обстоятельства позволили реализовать её мечту лишь спустя год после окончания школы в Липецкой области.

 

35 лет Галина Гуркина работает учителем русского языка и литературы, из них 31 год – в СОШ № 2.

 

Педагогическая деятельность Галины Викторовны началась в школе № 7 (ныне – лицей № 1). Рассказывая о первых проведённых ею уроках, она несколько раз повторяет: «Внутри был лёд, и это ощущение долго преследовало». Г. Гуркина часто вспоминала слова бабушки. Неужели та была права? Неужели она не справится?

К тому времени Галина Викторовна была уже замужем и вместе со своим супругом Александром воспитывала дочь Дашу. Благодаря его помощи она успевала всё: быть заботливой женой и мамой, готовиться к урокам, проверять тетради. «Он хорошо понимает меня, поскольку по образованию тоже учитель русского языка и литературы, хотя никогда не работал в школе», – поделилась Г. Гуркина.

Как и любому молодому учителю, ей было нелегко, ведь не все школьники прилежны и послушны, не все пишут грамотно, любят читать и учат правила. Хотя действительность и оказалась намного сложнее, чем это представлялось в студенческие годы, в Галине Викторовне крепло стремление постигать тонкости своей профессии, создавать атмосферу, в которой ученики будут внимательно слушать, по-настоящему интересоваться  русской литературой. Лёд страха в её душе быстро таял, уступая место убеждению: педагогика – дело её жизни.

После уроков

Наша беседа с Галиной Викторовной проходила в кабинете русского языка и литературы, где только что закончились её уроки. Три десятилетия назад, не говоря уже о более отдалённых временах, было бы немного странно увидеть на столе педагога компьютер, благодаря которому можно выйти на «Школьный портал», включающий электронный классный журнал, доступный для просмотра родителей. И это не единственное веяние времени в современной школе.

 

В 2006 г. Г. Гуркина стала победителем в Приоритетном национальном проекте «Образование».

 

На каждом уроке Галина Викторовна активно использует интерактивную доску, на неё, как на экран, можно направить необходимые для процесса обучения иллюстрации или другую информацию к проходимым темам. Это помогает школьникам усваивать новые темы, подключая зрительную память и эмоциональное восприятие, а учителю – давать более эффективные уроки.

 

Галина ГУРКИНА: «Учитель должен проводить уроки ярко и зрелищно, использовать современные технологии, обладать особым чутьём, а также набором педагогических методов».

 

Проходят годы и десятилетия, но вне зависимости от общественного строя и технических достижений профессия учителя столь же значима, как и прежде. Учитель занимается и образованием, и воспитанием детей, прививает им культуру, создаёт атмосферу с применением всех необходимых средств для того, чтобы они наиболее успешно усваивали учебную программу.

Не только студентам, проходящим практику в средней школе, но и молодым учителям бывает сложно завладеть вниманием учащихся, а без этого невозможно стать настоящим специалистом в своей области. Г. Гуркина вспоминает, что в период её работы в СОШ № 16 г.о. Электрогорску неё был трудный класс из 47 учащихся. Вопрос дисциплины оказался далеко не второстепенным – Галина Викторовна хорошо запомнила слова директора, который руководил указанным образовательным учреждением: «Пока вы сами не найдёте способ, чтобы вас слушали, у вас будут проблемы». И она создала для себя особый стиль проведения уроков – без конспектов и заученных фраз. А ещё – имидж, ведь по мнению Г. Гуркиной, «дети любят глазами». Благодаря естественности и открытости Галины Викторовны её ученики стали более заинтересованными и активными. К сожалению, среди современных детей очень мало читающих, а ведь литератур как предмет, исключает самое общее представление о произведении без его прочтения. При этом старшеклассникам разрешается пользоваться электронными книгами и планшетами.

Лучшей проверкой знаний по русскому языку и литературе, считает Галина Викторовна, является сочинение – работа над ним представляет известные трудности. Естественно, что для читающих детей, которых Г. Гуркина называет «радостью и опорой», – гораздо меньшие.

В течение ряда лет выпускной экзамен по русской словесности проводится в форме ЕГЭ, и третий год подряд учащиеся СОШ № 2 показывают результаты выше общероссийских: в 2015 г. образовательное учреждение представило двух 100-балльников, в 2016 г. – одного. В настоящее время тестовая часть в ЕГЭ сокращена, и – как знать – возможно, этот процесс продолжится. Во всяком случае, уже сейчас в 9-х классах проходит эксперимент – учащиеся сдают русский язык устно.

– Галина Викторовна, какие классики наиболее читаемы вашими учениками?

– Они предпочитают Ф. Достоевского («Преступление и наказание»), И. Тургенева («Отцы и дети»), М. Лермонтова («Герой нашего времени»), Н. Лескова («Леди Макбет Мценского уезда»), М. Горького («На дне»), рассказы А. Чехова. Произведения, требующие серьёзных размышлений.

При этом за пределами интересов многих школьников остаются другие авторы, что может стать причиной отрицательных оценок. По мнению Галины Викторовны, детям надо учиться терпению, преодолевать лень, стремиться к знаниям, быть активными на уроках, чаще поднимать руку.

Между прошлым и будущим

Как известно, чтение расширяет кругозор, прививает грамотность, способствует логичному изложению мыслей, в том числе в сочинениях. Трепетное отношение Галины Викторовны к литературе было связано не только с тем, что она выросла в окружении книг и «читала всё подряд», но и с местом её рождения: Липецкая область, посёлок Льва Толстого (историческое название – Астапово). На одноимённой железнодорожной станции прошли последние семь дней великого русского писателя. В помещении, которое помнит дыхание автора величайших произведений, работает музей – Г. Гуркина несколько раз посещала его вместе с одноклассниками. Это было давно, но впечатление, которое она получила в школьные годы, осталось на всю жизнь.

А в этом году Галина Викторовна побывала в Ясной Поляне и среди экспонатов увидела историческое фото траурного поезда, везущего тело Льва Толстого со станции Астапово в Ясную Поляну. На женщину повеяло воспоминаниями о малой родине, о своей семье, школьных годах, одноклассниках и учителях…

Для каждого нового поколения педагог – это человек, которому хотя бы в чём-то хочется подражать, следовать его советам. Жизненный и профессиональный опыт Галины Гуркиной позволил ей в числе первых участвовать во многих педагогических проектах России и Московской области и получать заслуженные награды за качественно выполненную работу.

 

Ольга ГРАВШИНА, директор средней школы № 2: «Галина Викторовна – очень хороший учитель, культурный человек, много внимания уделяет детям, а они её любят, уважают и ценят. Все её уроки продуманы, переплетаются друг с другом, она освоила и активно использует имеющееся оборудование, а её кабинет всегда в хорошем состоянии. Галина Викторовна – эксперт ЕГЭ, член аттестационной комиссии учителей русского языка и литературы. Как один из опытнейших педагогов, она возглавляет Школьное методическое объединение, является наставником молодых учителей».

 

…А впереди – новые дни, месяцы и годы, наполненные стремлением дать качественные знания учащимся, прививать им любовь к литературе и русскому языку. В современных условиях международных отношений, когда происходят гонения на всё русское, и даже сам язык стал поводом для военных действий, это приобретает особое значение.

Валерия СОЛОМИНА