Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 25 ноября

пасмурно-8 °C

Онлайн трансляция

Священник Григорий Агапов: отражение эпохи в судьбе нашего земляка

23 июня 2017 г., 10:30

Просмотры: 377


Потомки большого и разветвлённого рода Агаповых – славные труженики и участники Великой Отечественной войны, заслуживают отдельного рассказа. Однако в этом материале мы остановимся подробнее на судьбе одного из его представителей – Григория Гавриловича.

Недалеко от Павловского Посада есть деревня Улитино. Местные жители – в большинстве своём староверы, занимались в давние времена ткачеством и изготовлением изразцов. Старообрядческих молелен, по архивным данным (ЦИАМ, ф. 17, оп. 98, д. 675, лл. 63-118), в Улитине было две: одна с 1868 года (поповцы, молились 80 человек), вторая – с 1873 года (поповцы, молились 40 человек).

Именно здесь в 1865 году в семье Гаврилы Марковича и Евдокии Агафоновны Заправсковых появилось первенец – мальчик Григорий, которому и посвящён наш рассказ. Помимо Григория в семье родилось ещё четыре сына и пять дочерей.

Надо сказать, что потомки этого огромного семейства до сих пор живут в Улитине и носят фамилию Заправсковы, хотя у некоторых она видоизменилась – в Заправские. Произошло это в связи с ошибками «писарей» при выдаче паспортов в 1930-х годах, что было довольно типично для сельских местностей.

Но вернёмся к Григорию Гавриловичу.

Семья его была старообрядческой – детей воспитывали в строгости, учили грамоте, поэтому Григорий Гаврилович получил домашнее образование. С 1886 по 1891 год служил в царской армии в звании унтер-офицера на должности старшего склада. Видимо, тогда он и поменял фамилию Заправский на Агапов (предположительно, в честь прадеда).

Женился Григорий на Прасковье Ивановне (1870 г.р., уроженке д. Улитино). До 1912 года работал на Корневской ткацкой фабрике мастером, а 29 января 1912 года был рукоположен в священники архиепископом Иоанном (Картушиным) на приход храма Рождества Пресвятой Богородицы деревни Барская Дуброва (ныне Красная Дубрава).

 

По данным 1898 года, в Барской Дуброве староверы-окружники собирались на молитву в молельни, расположенные в домах Якова Уткина и Мартына Нажёсткина. Эти молельни известны с 1883 года. Барско-Дубровская старообрядческая община была зарегистрирована 4 января 1908 г. В неё входили жители из деревень Барская Дуброва, Алексунино и Нажицы  Зуевской волости Богородского уезда.

 

Богородице-Рождественская церковь была построена в 1908 году на средства братьев Нажесткиных и Морозовых на земле, пожертвованной общине местным крестьянином Тимофеем Яковлевичем Антоновым. Принадлежала она общине старообрядцев-окружников. По архивным данным, Григорий Агапов 1 сентября 1914 г. был избран настоятелем храма в д. Улитино. Но храм здесь не был построен, т.к. произошло объединение двух общин: Улитинской и Корневской, в результате чего церковь была построена в д. Корнево, и Григорий Гаврилович остался продолжать службу в Барской Дуброве. Помогал ему в этом его старший сын Фёдор.

С конца 1920-х годов начались гонения на церковь. Священнослужителей обложили двойным налогом. Г. Агапов пытался спорить с представителями Советской властью, говоря о том, что его дети служат в Красной армии и являются членами профсоюза, а вы (т.е. Советы) обкладываете их двойным налогом. Он просил о скидке на сельскохозяйственный налог, т.к. не пользовался землей.

В 1930 году сыновья Григория вступили в колхоз, а в феврале 1933 их исключили из него, причина – «дети попа» (так и записано в протоколе колхоза).

Анализируя документы, можно предположить, что храм в Барской Дуброве закрыли примерно в 1934 году. В это время закрыли многие храмы в Орехово-Зуевском районе, в том числе старообрядческую церковь в Ликино-Дулёво, мотивируя тем, что в Язвищах уже есть старообрядческий храм вместимостью 250 человек, куда могут ходить верующие из ближайших населённых пунктов, в том числе и из Дулёва. Григорий Агапов стал настоятелем храма в Язвищах, куда он переехал на жительство вместе с женой.

В октябре 1937 года на отца Григория написали донос... 

Из протокола допроса свидетелей: «Летом 1937 года, находясь среди колхозников д. Язвищи, Агапов заявлял: коммунисты говорят, что церковь отделена от государства, и большевики не вмешиваются в дела церкви. Это, конечно, ложь и обман народа. Вы, православный народ, посмотрите, сколько коммунисты накладывают на нас налога, а также налога на церковь. Жить сейчас стало невыносимо тяжело».

«В сентябре 1937 года среди жителей деревни заявлял: в Советском Союзе скоро будет революция, т.к. весь народ стал недоволен Советской властью, а потому народ скоро возьмётся за оружие и свергнет гнёт большевиков».

2 февраля 1938 года было вынесено обвинение, которое звучало так: «Подозреваемый вину не признал. На основании показаний свидетелей обвиняется в том, что, будучи враждебно настроенным к Советской власти и ВКП (б), проводил среди населения д. Язвищи антисоветскую агитацию, распространял слухи о скором начале войны, очернял Сталинскую Конституцию, клеветал на материальное положение трудящихся в СССР, высказывал критику в адрес членов ВКП(б) и Советского правительства. Было вынесено решение: передать дело на рассмотрение тройки при Упр. НКВД МО. Арестованного содержать в Таганской тюрьме».

27 февраля 1938 г. тройка рассмотрела дело Григория Гавриловича Агапова и приговорила его к расстрелу. 7 марта 1938 года приговор был приведён в исполнение.

19 июля 1989 года Григорий Гаврилович Агапов был реабилитирован.

Елена ДМИТРИЕВА