Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

среда, 13 декабря

дождь со снегом+1 °C

Онлайн трансляция

К Дню строителя очерк о представителе этой славной профессии, нашем земляке Л. Нистратове

13 авг. 2017 г., 11:30

Просмотры: 953


Каждое второе воскресенье августа в России отмечается День строителя. Предлагаем нашим читателям познакомиться с очерком об одном из представителей этой славной профессии, нашем земляке Леониде Петровиче Нистратове.

Детство в деревне

Леонид Нистратов родился в 1932 году в Павловском Посаде. Ему не было и трёх лет, когда родители развелись, и его отправили жить к бабушке в деревню в Троекуровском районе Рязанской области.

Когда началась Великая Отечественная война, ему было 9 лет. Несмотря на юный возраст, он и все его сверстники всё лето работали в колхозе. Видел, как столяры работают, просто любовался, когда они ремонтировали скрынь водяной мельницы, чинили колеса: в их  руках дерево прямо оживало – и это оказывало на пытливого и любознательного мальчика магическое действие. Он и решил, что когда повзрослеет, станет плотником-столяром.

В 1947 году Леонид Нистратов окончил семилетку и вернулся в Павловский Посад. Продолжать учёбу не было возможности: надо было платить, и он устроился учеником столяра в строительный отдел Фабрики имени 10-летия Красной Армии, ныне платочная мануфактура. Почему Нистратов выбрал именно это предприятие? Всё очень просто. Во-первых, в городе в то время не было отдельного строительного предприятия. Во-вторых, в 15 лет на работу не брали. Но на фабрике жестянщиком работал муж его сестры. Специалист высокого класса, он пользовался большим авторитетом у дирекции. Благодаря его ходатайству юношу и взяли в бригаду Александра Сергеевича Лаврентьева.

Служба на флоте

В 1950 году Леонид Нистратов поступил в школу рабочей молодёжи. Окончил восемь классов, пришло время отдать долг Родине: его призвали на службу в морской флот – на 5 лет. «Мне повезло. Тогда многие, в том числе и я, очень хотели стать моряками. Это считалось престижным, –  вспоминает Леонид Петрович. Была возможность мир посмотреть».

Он отслужил четыре года: сначала 9 месяцев – в Кронштадте в учебном отряде, а после окончания его направили на Черноморский флот, на линкор «Севастополь». Последний период службы Леонида прошёл в Николаеве, на строящемся крейсере «Сталинград» (дело в том, что команда корабля набиралась с начала его строительства).

Во время службы Леонид Нистратов активно занимался самообразованием и заочно закончил 9-й  класс школы рабочей молодёжи. Получить тогда среднее образование  ему не удалось: когда учился в 10-ом классе, пришёл приказ о демобилизации. В 1955 году согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, срок службы сократили до 4 лет. Нистратов как раз отслужил 4 года, и его уволили в запас.

Отправился в Тбилиси, где тогда работала супруга Леонида Петровича после окончания аэросъёмочного училища. Кстати, женился Нистратов во время отпуска, когда приезжал домой. Леонид Петрович признался, что ему не хотелось отставать от жены в плане образования, и поэтому усердно занимался. В Тбилиси незадолго до его приезда была организована русская школа, где он и сумел получить среднее образование.

Учёба в институте

В 1956 году Нистратов с женой вернулся в Павловский Посад и восстановился на фабрику плотником-столяром. Через год поступил во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (ВЗИСИ). Объяснять сложные, непонятные вопросы при постижении строительной науки молодому человеку было некому: на фабрике хоть и были инженеры, но не строители. Нистратов перестал учиться и, в конце концов, забрал документы. Семья, в которой росли уже двое детей, требовала всё больше внимания, и Леонид Петрович распрощался с идеей получения диплома. Но, как оказалось, преждевременно.

На фабрике объединили строительный и механический отделы. Механик отдела Сергей Анатольевич Шестаков, хоть и не имел высшего образования, был толковым специалистом и хорошим руководителем. Он заметил способного молодого человека и предложил Нистратову поступить в институт. «У меня возникли большие сомнения: двое детей, с одной стороны, большой перерыв после школы, с другой, будет сложно поступить, –  вспоминает Леонид Петрович. – А он настоял и при этом добавил, что предприятие даст направление на учёбу и оплатит её. Я повторно пошёл в десятый класс (уже в Павловском Посаде) и в 1962 году поступил на вечернее отделение Московского инженерно-строительного института (МИСИ).

Днём работал, четыре раза в неделю после смены ездил на занятия в Москву, возвращался в 11 часов вечера, а утром, к 8 часам, снова на работу. Не пропустил ни одного занятия. «В МИСИ мне понравилось то, что можно было проконсультироваться с преподавателями, даже если они у нас не вели занятия, – объясняет Леонид Петрович. – Никто никогда не отказывал в помощи. Даже преуспевающие студенты с удовольствием делились своими знаниями».

Трудовое крещение

Диплом инженера-строителя Нистратов получил в 1968 году. С фабрики ему пришлось уйти. «Подумаешь, институт окончил. Ты знаешь, сколько у меня людей с дипломами?» –  заявил директор и тем самым дал понять, что на фабрике у меня никаких перспектив», –вспоминает Леонид Петрович.

На заводе учебно-наглядных пособий, который позже стал механическим, дипломированного специалиста приняли хорошо: намечалась реконструкция, по сути это было расширение предприятия, под которое пришлось даже дома снести, и уже было готово проектное задание. Директор Геннадий Яковлевич Соколов привёл Нистратова в кабинет, где лежал ворох документов, и сказал, что он не разбирается в этих бумажках, велел разобраться во всём этом и согласовать со всеми нужными инстанциями.  «Документы я согласовал, хотя было это непросто. Ведь тогда на «коммуналку» не выделялись средства, а реконструкция предусматривала отселение жителей домов, мешавших расширению предприятия. Было решено построить первый в Павловском Посаде 9-этажный жилой дом – на Площади Революции. Это подразумевало подключение к различным инженерным сетям города, строительство котельной и другие работы. Короче говоря, свое трудовое крещение я прошёл успешно», – не без гордости рассказал строитель.

Завод начали реконструировать, дом – строить. Это было летом. Ответственность в работе и грамотный поход к делу оценил директор Соколов и в декабре назначил Нистратова своим заместителем.

Объекты-долгострои

«Но меня тянуло на строительство, которое стало родным с 15 лет», – рассказывает Леонид Петрович. Отработав год с лишним на заводе, он написал заявление и ушёл в Павлово-Посадское СМУ треста «Мособлстрой-9».

Нистратова направили мастером на строительство ЦРБ, которое растянулось на долгие годы.

«Начальником участка был Вячеслав Гаврилович Шаров, а прорабом – Виктор Ильич Песков. Меня к нему и направили мастером. В 1970 году создали «Мособлстройтрест-17», а мы работали в СМУ-1, которое входило в состав этого треста. В 1970 году мы сдали больницу», – вспоминает Леонид Петрович.

После ЦРБ – новый объект: достраивал 5-этажный 127-квартирный дом на улице Кирова, что рядом с музыкальной школой.

Вертолёт на стройке

Работа мастера требует постоянного присутствия на строящемся объекте – в любую погоду: в дождь и снег, в жару и ветер. Из-за таких условий Леонид Петрович заболел воспалением лёгких. Месяц лечился в больнице, а когда выписывался, врач категорически запретил находиться на сквозняках. В это время в городе образовался строительный трест, и Нистратова взяли инженером производственно-технического отдела строительно-монтажного управления. Туда же чуть позже начальником назначили Виктора Ильича Пескова.

В 1974 году Леонида Петровича перевели в трест инженером проектно-сметной группы, а позже он возглавил сметно-договорной отдел. Новое назначение состоялось благодаря Виктору Михайловичу Насонову. «Этот грамотный человек и ответственный специалист заметил меня и взял инженером проектно-сметной группы, – вспоминает Нистратов. Мы строили швейную фабрику, для которой я приготовил исполнительную документацию, коровники и другие объекты в Алфёрове, Ново-Загарье и других деревнях.

Кстати, в Алфёрове произошла история, которую до сих пор помнит Леонид Петрович. Здесь строили жилые дома для ратников совхоза «Павлово-Посадский», а также очистные сооружения и водопровод с водонапорной башней высотой метров 30, на которую надо было поставить ёмкость – бак с основанием в виде конуса. Тогда ещё не было мощных кранов с длинной стрелой, и встал вопрос, как поднять и установить ёмкость. На совещании у главного инженера треста Нистратов предложил: а не воспользоваться ли для этого вертолётом?

Главный инженер треста поручил реализовать эту идею её автору. В поисках винтокрылой машины Леонид Петрович побывал в министерствах воздушного флота СССР и РСФСР. Там посоветовали поехать в посёлок Мячиково Раменского района, где в это время как раз на ремонте находился Ми-6 – самый мощный на тот период по грузоподъёмности вертолёт.

Вертолёт ждали целый месяц. Когда он прилетел, казалось, что никто в округе не работал, все собрались посмотреть на эту махину. Установить ёмкость оказалось не так легко, как предполагалось: дело в том, что её диаметр был значительно шире  башни, и пилот не видел, куда опускается бак. После нескольких неудачных попыток, вызвавших нешуточные волнения у собравшихся, ёмкость всё же установили на башню под всеобщие радостные аплодисменты. 

Работа в «Мособлстрой-9»

В 1979 году «Мособлстрой-17» расформировали, и Павлово-Посадский трест перевели в состав «Мособлстрой-9». «Нас всех проверяли, кто на что способен. После такого своеобразного экзамена меня взяли инженером проектно-сметной группы», – рассказывает Леонид Петрович, которого вскоре как опытного и грамотного специалиста назначили  руководителем сметно-договорного отдела.

Помимо выполнения своих прямых обязанностей Нистратов  отвечал за ход строительных работ на том или ином объекте: в то время руководителей служб и отделов закрепляли за строящимися объектами. Они несли ответственность за их качественную и своевременную сдачу, при этом их не наделяли полномочиями.

«Кураторы не имели каких-либо рычагов воздействия. Иногда люди прямо так и спрашивали: ты нам деньги платишь? Нет! Почему мы тогда должны исполнять твои указания?! – вспоминает Леонид Петрович. В таких случаях помогал авторитет куратора, его умение договариваться с людьми».

«Мособлстрой-9» строил жилые дома и промышленные объекты, можно сказать, по всему Восточному Подмосковью – в Электростали, Ногинске, Павловском Посаде, Электрогорске.

Работал  Леонид  Петрович до 1994 года – отдал любимому делу 47 лет. За это время участвовал в строительстве десятков жилых домов и производственных помещений. Награждён медалями «Ветеран труда» и «Труженик тыла».

Рустам БЕШИРОВ