Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 23 мая

облачно с прояснениями+15 °C

Онлайн трансляция

Знаковое российское кино, которое никто не смотрит

13 мая 2019 г., 16:55

Просмотры: 158


В феврале американская киноакадемия подвела итоги 2018 года и раздала почести знаковым фильмам мирового кинематографа, куда, к сожалению, не вошла ни одна российская картина.

aussiedlerbote.de

Сегодня бы хотелось поговорить о незаслуженно обделённых вниманием российских фильмах, афиши которых можно было наблюдать разве что на фестивалях и в нескольких столичных кинотеатрах.

Фильмы, о которых пойдет речь, – авторские работы людей, для которых кино, в первую очередь, – творчество, а не повод заработать, навязать идею или угодить кому-то.

 

«Лето»

 

Режиссёр: Кирилл Серебренников

В ролях: Тео Ю, Рома Зверь, Ирина Старшенбаум

 

Премьера «Лета» состоялась на Каннском фестивале 2018 года, когда режиссер картины был уже насколько месяцев под незаконным домашним арестом.

Несмотря на то, что до выхода фильм представляли как байопик о Цое, о начале его карьеры, на экране нас ждет ностальгическая история о ленинградском рок-андеграунде 80-х. Картину следует воспринимать как портрет поколения, которое не сражалось с системой, со строем, еще с чем-то подобным. Люди нашли свободу внутри себя, не замечая запретов вокруг.

Сочетание черно-белого фильма, цветных вставок, анимации и очень динамичного саундтрека не позволяет зрителю заскучать. Про музыку в «Лете» можно говорить бесконечно: кроме раннего творчества Виктора Цоя, кроме песен Майка Науменко, мы можем услышать ту музыку, которой вдохновлялись герои, песни, которые Майк переводил на слух и пытался адаптировать под себя.

Поразительно, как Кириллу Серебренникову удалось так раскрыть своих героев. Мы видим историю зарождения легенды. Но проживаем через призму чувств Майка Науменко. Это удивительное и гениальное решение со стороны режиссера. Ведь Виктор Цой – это три аккорда да черная копна волос. Что творилось в его душе, когда он брал в руки гитару, остается загадкой.

 

«Русский Бес»

 

Режиссер: Григорий Константинопольский

В ролях: Иван Макаревич, Юлия Ауг, Любовь Аксенова

 

Уже в заглавных титрах автор делает нескромный намек о содержании картины. Оригинальное название «Русский Бес» дублируется английским «RussianPsycho» – прямая отсылка к культовому «Американскому психопату» Мэри Херрон.

Наш Бес или Психопат – Святослав, ради любимой девушки решает выбиться в люди и открыть собственный ресторан. Где простому, но амбициозному парню взять деньги на бизнес? По счастливому стечению обстоятельств отец невесты – успешный банкир, и из любви к дочери он готов посодействовать Святу в получении кредита. Далее на пути героя появляется череда «бесов» и «праведников», и мечты о честном бизнесе превращаются в страшный сон... или все-таки явь?

Постмодернистская фантасмагория «Беса», несомненно, выделялась на фоне претендентов на главный приз Кинотавра – 2018, но уступила работе Наталии Мещаниновой «Сердце мира», о которой еще пойдет речь.

«Русский Бес» – картина, собранная из киноцитат и отсылок к массовой культуре, литературной классики и китчевого саундтрека из 90-х, созданная без бюджета, но с огромным энтузиазмом и бесспорным талантом режиссёра-продюсера-сценариста и актера (здесь небольшой спойлер) Григория Константинопольского.

 

«Война Анны»

 

Режиссер: Алексей Федорченко

В ролях: Марта Козлова

 

Как и у Анны, единственной героини фильма, у картины непростая история. Не получив государственной поддержки, создателям пришлось обратиться к будущим зрителям за помощью. В рамках краудфандингового проекта удалось собрать необходимую сумму для завершения фильма. Премьера состоялась на Роттердамском кинофестивале в январе 2018 года. В мае 2019 года картина наконец появится в российских кинотеатрах.

Шестилетняя девочка случайно выжила после расстрела своих близких. Теперь она прячется в каминной трубе комендатуры в оккупированной украинской деревне, в самом начале Великой Отечественной.

Война, оккупация, холокост – всё это происходит где-то за пределами бывшей школы, где прячется Анна. Перед нами только её безмолвный быт. Через щёлки в зеркале над камином Анна наблюдает за жизнью немецких оккупантов, бывших односельчан, где-то на улице слышен детский смех. Выйти из своего убежища девочка может только ночью. Постепенно она смелеет, осматривает всё здание, придумывает, как найти воду и еду себе и единственному другу – рыжему коту.

Камерная история, далекая от показного патриотизма, говорит об экзистенциальной природе той войны больше, чем вся пиротехника военных блокбастеров последних лет. Потому что война одной маленькой, спрятавшейся в камине девочки не меньше и не больше войны с наступлениями и отступлениями, с фронтами и тылами, союзниками и противниками, бомбежками и окружениями.

Алла НОВИКОВА, кинообозреватель