Павловский Посад. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

вторник, 9 марта

облачно с прояснениями-15 °C

Сейчас в эфире

Радио-1. Новости Подмосковья

Ученик школы № 9 подтвердил принадлежность каменного топора, найденного на берегу Клязьмы, к фатьяновской культуре бронзового века

29 янв. 2021 г., 14:32

Просмотры: 2679


Десятиклассник школы № 9 Ярослав Комиссаров провел исследование каменного шлифованного сверленого топора, найденного на берегу реки Клязьмы в районе железнодорожного моста на Электрогорск. Артефакт случайно обнаружили ученики средней школы № 4 еще в семидесятые годы прошлого века и подарили топор своему учителю истории Владимиру Николаевичу Комиссарову. Топор служил наглядным пособием на уроках и доказывал, что люди населяли нашу местность в далеком прошлом. По внешним признакам это был топор фатьяновской археологической культуры бронзового века. Проверить эту версию решил внук Владимира Николаевича – Ярослав, ученик школы № 9, сделав ее темой учебного проекта.

«Я убежден, что формирование гражданина и патриота России невозможно без знания истории своей малой родины. Исследование археологических находок дает возможность соприкоснуться с ее тайнами и ответить на множество вопросов», – считает Ярослав.

На основе научных данных он решил ответить на вопросы: к какой исторической эпохе, какому народу принадлежит этот топор? Почему он оказался на берегу Клязьмы? Кому он служил и как использовался?

Свое исследование Ярослав Комиссаров, пройдя муниципальный этап, представил на областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», где стал призёром. Сейчас он готовится к участию во Всероссийском этапе конкурса.

топор

О чем поведал каменный топор

Научным руководителем Ярослава в его исследовании является Владимир Комиссаров.

Вот что он рассказал:

– В поисках ответов мы обратились в Павлово-Посадский историко-художественный музей. Работники музея любезно продемонстрировали стенд, где экспонируются материалы археологических раскопок 60-х годов прошлого века. Археологическими раскопками эпохи неолита и бронзового века занимался археолог и краевед Е.И. Диков. В музее находятся два каменных топора, один из которых сверленый и шлифованный, а второй – несверленый, менее обработанный и изготовленный из светлого камня похожего на кремень. И тот и другой отнесены к фатьяновской культуре. Шлифованный сверленый топор имел явное сходство с найденным на берегу Клязьмы.

Кто же такие фатьяновцы и какое отношение они имеют к нам?

Первыми известными науке индоевропейцами, жившими на территории современной Центральной России во 2-м тысячелетии до н.э., по данным археологии, были племена фатьяновцев, свидетельства пребывания которых впервые были обнаружены археологами возле деревни Фатьяново Ярославской области.

Они жили на территории современной Московской, Тверской и Ярославской области. Основным занятием племен было скотоводство и, возможно, земледелие. Подсобные занятия – охота, рыболовство и собирательство. Была развита металлургия меди, в поисках которой племена постепенно переселялись на восток.

Река Клязьма стала удобным способом движения с запада на восток из-за обилия рыбы и наличия по берегам корма для домашних животных, это желуди (по Клязьме и сейчас растет много дубов) и луговые травы прибрежной террасы.

Топор – важнейший элемент культуры народов, живущих в лесной зоне. Каменные топоры подразделялись на рабочие и боевые. Рабочий топор не имел сквозного сверленого отверстия и не был шлифован в силу того, что изготавливался из кремня, а это очень твердый материал. Использовался он как для рубки деревьев, так и для заготовки веточного корма для домашних животных. Как он крепился к древку? Возможно, он вставлялся в расщепленную или просверленную рукоять и крепился клеем или, что вероятнее, кожаным ремнем. Обратим внимание на то, что рабочие топоры сужаются к обуху, и при ударах они еще плотнее заходят в проем древка. Боевой же топор – грозное орудие той далекой эпохи. Он изготавливался из менее твердых, кристаллических пород камня (гранита, диорита, диабаза), подвергался сквозному сверлению, шлифовке и насаживался на прочную рукоятку.

топор

Боевые топоры были необходимым элементом экипировки мужчин-фатьяновцев, поскольку отношения с окружающими племенами волосовской культуры были совсем не мирными. Они же сопровождали своих владельцев при уходе в иной мир. Перед погребением в могилу умершему мужчине воину клали его оружие. Поскольку у фатьяновцев уже наблюдалось общественное неравенство то простым воинам клали каменные, а знатным – бронзовые топоры. Это объясняет тот факт, почему топор оказался на поверхности. Причиной тому размывание берега реки Клязьмы талыми водами. Практика археологических раскопок показывает, что почти все захоронения фатьянофской культуры были обнаружены случайно.

В поисках неопровержимых доказательств гипотезы проекта о принадлежности клязьминской находки фатьяновской культуре мы обратились к материалам Института археологии СССР, а именно монографии Эпоха бронзы лесной полосы СССР и научно-справочному изданию «Археологическая карта России». В них были найдены убедительные доказательства принадлежности клязьминской находки фатьяновской культуре. Каменные топоры из историко-художественного музея имеют аналоги в классификации топоров, содержащейся в первом источнике. А вот Археологическая карта России позволила установить связь клязьминской находки с Буньковской стоянкой фатьяновской культуры и поселением эпохи бронзы в районе поселка имени Калинина. Берега Клязьмы были густо заселены уже в период бронзового века.

Подводя итоги, можно сказать, что одним из народов, населявших нашу местность в 3-2 тысячелетиях до нашей эры были племена фатьяновской археологической культуры бронзового века. Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности – так называемых культур боевых топоров. Это убедительно доказывают находки сверленых боевых топоров, а также археологические стоянки исследованные археологом Е.И Диковым в 60-е годы прошлого века. Фатьяновцы были первыми индоевропейцами предками германцев, балтов и славян, перешедшими к воспроизводящему хозяйству, т.е скотоводству и земледелию на территории Московской области. Их антропологический тип близок нашему, а особенности духовной культуры (поклонение предкам, медведю, солнцу) находят своё продолжение в культуре восточных славян, наших предков.

Результаты исследования проведенного в рамках проекта имеют важное значение. Они способствуют формированию гражданской идентичности подрастающего поколения, формированию патриотизма, уважению к памятникам прошлого и деяниям предков, одними из которых были фатьяновцы. По материалом проекта проведены экскурсии в школьном музее для учащихся школы. На отдельной витрине там покоится боевой топор фатьяновцев, который так много поведал о далеком прошлом нашего края. Результатами исследования мы поделились и с нашим историко-художественным музеем, работники которого оказали нам помощь в работе.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*