Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 июня

ясно+22 °C

Онлайн трансляция

Символ любви и преданности

31 мая 2018 г., 12:13

Просмотры: 243


Наверное, каждый, кто хоть раз посещал фестиваль «Аверкиевские перезвоны», обращал внимание на красивый храм, близ которого проходит фольклорный праздник. Однако не все, к сожалению, знают, сколь интересна история его создания. А между тем, её участниками стали многие известные в своё время люди.

Южный фасад Троицкого храма, 1913 г.

Абрамцевская богиня

В 1875 году в возрасте десяти лет художник Валентин Серов вместе с матерью впервые посетил Абрамцево. С этого времени Валентин Александрович будет часто гостить у Мамонтовых, подружится с их детьми, а Елизавета Григорьевна, жена хозяина усадьбы, станет для него второй матерью, наставником и другом. 20 октября этого же года в семье Мамонтова родится Верушка — «Абрамцевская богиня», муза многих художников Абрамцевского кружка. Через 12 лет, в августе 1887 года, Валентин Серов напишет её портрет, совершив переворот в русском искусстве. Картина «Девочка с персиками» на протяжении долгих лет станет одним из самых узнаваемых произведений русских художников. Отец Веры, Савва Иванович Мамонтов, служил промышленному и культурному развитию России. Он соединил рокадной железной дорогой Белое и Азовское моря, открыл миру Шаляпина и Станиславского, его вклад в развитие русского искусства невозможно оценить. Елизавета Григорьевна Мамонтова, находившаяся как бы в тени своего талантливого супруга, являлась на самом деле главным двигателем всех творческих начинаний. Она вдохновляла на новые социально значимые мероприятия и была душой большой «абрамцевской» семьи. Именно по её инициативе в имении были созданы кустарные мастерские (столярная, гончарная, иконописная), а созданные в них работы экспонировались на российских и международных выставках и получали высокие награды.

В 1900 году произошло знакомство Веры Саввишны Мамонтовой и её будущего супруга – Александра Дмитриевича Самарина.

самарин

А.Д. Самарин и В.С. Мамонтова, 1902 г.

К двадцати годам Вера Мамонтова превратилась в яркую и красивую девушку, весёлую, непосредственную, просто и открыто смотрящую на мир и дарившую всем окружающим её радость. Александр Дмитриевич Самарин был представителем известного дворянского рода России. Его предки сражались и на Куликовом поле, и находились в первых рядах Земского собора, избравшего на царство Михаила Романова, были членами первого Петровского Сената и авторами реформ 1861 года по отмене крепостного права. В первое время из-за разности сословий молодые не смогли получить благословение от родителей на брак. Александр и Вера были послушными детьми, они очень любили друг друга, и эта любовь давала им силы несколько лет томиться в ожидании благословения. Через три года, 26 января 1903 года, в Москве, на Поварской, в Церкви Бориса и Глеба (это был приход Самариных) состоялись венчание и свадьба. Счастье и радость царило в семье пять лет. Но всё прервалось 27 декабря 1907 года, когда в возрасте 33-х лет Вера Саввишна умерла от воспаления лёгких. 28 октября 1908 года, не пережив потерю дочери, ушла из жизни Елизавета Григорьевна Мамонтова. Горе, постигшее семью Мамонтовых, накрыло лавиной и Александра Дмитриевича, и Савву Ивановича. Самарин замкнулся в себе и до конца своих дней сохранил верность почившей супруге. Может, уже тогда Александр Дмитриевич задумал построить храм в память об этих двух прекраснейших женщинах – Вере Саввишне и Елизавете Григорьевне.

 

Память, воплощённая в камне

В Богородском уезде, недалеко от Москвы, Самарины владели большими земельными угодьями, им принадлежало 16 деревень. Осенью 1910 года крестьяне трех деревень: Аверкиево, Дергаево и Бразуново, обратились к землевладельцу Александру Дмитриевичу

Самарину и благочинному Богородского уезда протоиерею Константину Голубеву с просьбой построить каменный храм. Отца Константина и Александра Дмитриевича с 1899 года связывала крепкая дружба, усиленная общностью веры, взглядов и готовностью служить ближним. Протоиерей Константин  Голубев был для Самарина не только духовным наставником и примером, но и помощником в делах служения церкви и людям. Разрешение в Консистории на постройку храма было получено в 1910 году. Выбрали прекрасный проект архитектора Василия Башкирова – друга и помощника Виктора Васнецова, в стиле храмовой архитектуры XVII века. К этому времени имя В. Башкирова было уже хорошо известно в Москве. С 1900 по 1903 год по эскизам художника Васнецова Башкиров реконструирует фасад центрального здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В 1908 году выполняет архитектурный проект здания Городской центральной электрической станции на Винно-Соляном дворе, далее известного как ГЭС-2. В 1911 году Василий Николаевич Башкиров создает дополнительный объём – пристройку к зданию Кустарного музея в Леонтьевском переулке. Пристройку венчает «древнерусское» крыльцо с колонками-бочонками, а крышу – флюгер с игрушечным изображением. Основные средства на постройку храма, домов притча и сторожки пожертвовал Александр Дмитриевич Самарин.

28 августа 1911 года в деревне Аверкиево Богородского уезда состоялась торжественная закладка храма во имя Святой Живоначальной Троицы.

Александр Дмитриевич не мог не использовать и опыт постройки домовой церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево и опыт, накопленный за многие годы работы кустарных мастерских Абрамцева. Да и художники, лично знавшие и Веру Саввишну и Елизавету Григорьевну, конечно же, хотели принять участие в создании храма в память о них. В конце 1914 года Троицкий храм в деревне Аверкиево был возведен. В январе 1915 года состоялось освящение главного престола, а в ноябре того же года были освящены два придела: один – во имя святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя Александра Самарина, а другой – во имя святителя Мир Ликийских и чудотворца Николая. К внутренней отделке храма были привлечены мастера кустарных Абрамцевских мастерских. Резчики столярной мастерской создали иконостасы, киоты для икон, храмовую мебель, двери. Орнаментальные работы были выполнены по эскизам Василия Поленова и Андрея Мамонтова (брата Веры). Наружные стены храма украшало множество керамических изразцов, выполненных по эскизам Михаила Врубеля в технике восстановительного обжига в керамико-художественной мастерской «Абрамцево» С. Мамонтова в Бутырках. Эти изразцы аналогичны изразцам, украшающим камин в кабинете хозяйки усадебного дома в Абрамцево Е. Мамонтовой. Фасад колокольни Троицкого храма был оформлен майоликовыми иконами Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя, которые выполнялись в гончарной мастерской С. Мамонтова в 1910-1913 годах. В этот период в мастерской работал талантливый художник-прикладник Николай Пашков. Возможно, по его эскизам и выполнены эти иконы. С конца 1915 года Троицкий храм деревни Аверкиево стал действующим.

 

На службе государевой

После смерти Веры Саввишны Александр Дмитриевич Самарин погрузился в работу. С 1908 года его избрали на должность московского губернского предводителя дворянства. С этого времени он будет занимать эту должность бессменно до 1917 года, принимая деятельное участие в дворянских съездах. Строительство храма по сути стало для Александра Дмитриевича началом нового трудного и очень важного периода в жизни. В июле 1914 года Самарин был назначен главноуполномоченным российского общества Красного Креста по эвакуации раненых во внутренние районы империи. А в июле 1915 года Александр Дмитриевич по личной просьбе Государя Николая II стал обер-прокурором Святейшего Синода.

 

Время разбрасывать камни и время их собирать

В послереволюционные годы на долю Троицкого храма деревни Аверкиево выпало много испытаний. Благочинный – протоиерей Константин  Голубев, миссионер, обративший в православную веру тысячи жителей Богородского уезда, одним из первых пастырей встал на защиту православия, за что в 1918 году без суда и следствия был арестован и расстрелян. Священника Николая Фелицына, служившего в Троицком храме, та же участь постигла в 1937 году. На Архиерейском соборе РПЦ в 2000 году священнослужители: протоиерей отец Константин Богородский (Голубев) и иерей отец Николай Фелицын причислены к лику новомученников и исповедников российских. В 1930 году Троицкий храм был закрыт, разграблен и стал использоваться как склад для удобрений, а потом и ядохимикатов. В 1994 году руины храма были возвращены Русской православной церкви. Началось медленное восстановление святыни, богослужения. Несмотря на огромное желание восстановить храм силами прихожан и жителей близлежащих деревень, это сделать было невозможно, нужны были внушительные средства. Но за десять лет всё же многое удалось.

С 2007 года силами настоятеля храма и прихожан приход Троицкого храма стал проводить фестиваль колокольного звона «Аверкиевские перезвоны», на который съезжаются звонари и фольклорные коллективы со всей России. Колокольный звон, как молитвенная память о храмоздателе Александре Самарине и его благочестивой супруге Вере Мамонтовой, плывёт по павловопосадской земле, наполняя сердца людей благодатью и любовью. Продолжая просветительскую и культурную деятельность «Абрамцева», заложенную ещё Елизаветой Григорьевной и Саввой Ивановичем, Троицкий храм занимается культурно-просветительской деятельностью и воспитанием населения, молодёжи и подрастающего поколения.

Троицкий храм деревни Аверкиево признан памятником культуры регионального значения. За прошедшие годы были налажены тесные связи с музеем-заповедником «Абрамцево», проведены исследования, доказывающие принадлежность Троицкого храма к уникальным объектам культуры. Уже третий год на площадке фестиваля колокольного звона проходит выставка уникальных фотодокументов семьи Мамонтовых, Самариных, Чернышевых, которые нам любезно предоставляет Абрамцевский музей-заповедник. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность руководству, хранителю и работникам музея-заповедника за всестороннюю помощь, оказанную приходу Троицкого храма в деле восстановления и возрождения святыни, вобравшей в себя и православное, и историческое, и культурное наследие России. Фестиваль колокольного звона «Аверкиевские перезвоны» включён в программу Славянского форума искусств «Золотой Витязь». После обращения в 2014 году инициативной группы в администрацию президента и к губернатору Московской области, появились новые возможности для реставрации и восстановления Троицкого храма. Было предложено принять участие в федеральной целевой программе «Культура России».

 

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Самарина. Архитектурный ансамбль деревни Аверкиево – одно из немногих мест, связанных с жизнью и наследием Александра Дмитриевича, поэтому так важно возродить этот объект культурного наследия. Ведь всю свою жизнь Самарин служил России, как истинный христианин помогал и заботился о людях, показывая пример подлинного Служения Богу.

 

Юлия ТАИРОВА