Павловский Посад. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

четверг, 9 декабря

ясно-11 °C

Сейчас в эфире

Радио-1. Новости Подмосковья

Новая хозяйка дома собирается сохранить исторические фасады

13 окт. 2021 г., 11:14

Просмотры: 186


Есть такой устоявшийся предрассудок: историческая архитектура, якобы, интересна только неким особенным людям. Утонченным эстетам с кандидатскими степенями по искусствоведению, которые не могут заснуть без томика Оскара Уайльда под подушкой. А «обычным людям, которых большинство» нужен комфорт, новые материалы и современные технологии. Что забота об историческом наследии – это необязательная роскошь, которую люди практичные не могут себе позволить. Однако эта история сокрушительно опровергает этот стереотип. Сохранением исторического фасада занимается медсестра на пенсии, а помогает ей в этом специалист в области IT.

1910: скромное обаяние русской буржуазии

Купец Смирнов, живший в нашем городе на рубеже XIX-ХХ веков, преуспел куда меньше, чем его знаменитые земляки, Грязновы и Лабзины, Соколиковы и Широковы. Тем не менее был достаточно удачлив, чтобы построить справный и добротный дом в центре Павловского Посада, и обладал вполне хорошим вкусом, чтобы это здание вошло в реестр исторического наследия, хоть и с неопределенным статусом. Построенное в 1910м году, здание благополучно выдержало множество владельцев и жильцов, обессмертив имя своего первого хозяина.

Дом Смирнова на Кропоткина интересен как типичный образец русского купеческого стиля, окончательно сформировавшегося к XIX веку. Эта архитектура как нельзя ярче выражает парадоксальную сущность России: если в Европе архитектурой усиливающейся буржуазии стали барокко и классицизм, в то время как дворянство до последнего держалось за свои романские замки и готические дворцы, то в России царь-революционер Пётр Великий обязал дворян не только брить бороды и менять кафтаны на камзолы, но и строиться в палладианском стиле. При этом, принадлежащее к третьему сословию купечество к западным новшествам не принуждалось – поэтому степенства продолжали хранить и развивать допетровскую средневековую эстетику.

Дом Смирнова, как типичный купеческий дом, прост в плане, но при этом выразительно декорирован. Эркерами, крыльями и всякими монплезирами купцы не баловались, предпочитая простые, квадратные или прямоугольные объемы. Массивный первый этаж построен из красного кирпича: часто там находились лавки, склады и кухни. Второй этаж, с жилыми помещениями, сложен из бревен. Простота объема в купеческих домах компенсировалась изобильным декорированем: наличники окон и обрамление люкарен с каждым столетием становилось все сложнее и изощреннее. Смирновский дом выделяется среди посадских купеческих гнезд тем, что даже окна первого, каменного этажа обрамлены «сухариками», каменными кантами с зубчатым рисунком.  Развиваясь в стороне от академических канонов, народное декоративно-прикладное искусство продолжало обращаться к фольклорным мотивам, пришедшим еще с дохринстианский времен: солярные символы, священные растения.

Так, упорно придерживаясь свой зоны комфорта, русское купечество со своим стилем вдруг оказалось на пике актуальности: в Европе наступил романтизм, отвергающей классику с ее культом порядка и вдохновляющийся средневековьем. Сохраненные купцами и мещанами эстетические традиции оказались источником вдохновения для гениев Щусева, Ропета и Шехтеля, и, прежде чем уйти с исторической сцены, стали источником всемирно знаменитого Русского модерна …

2008: Новая хозяйка старого дома.

… Надежда Филипповна Фадеева – сибирячка, в Павловский Посад она переехала из города Рубцовск, что под Барнаулом. В 2008 году она, вместе с дочерью и внуком, решила переехать поближе к родственникам: здесь, в Московском регионе, живут ее сестры – одна в Москве, другая – в Петушках. Устроиться на работу удалось достаточно легко (И Надежда, и ее дочь – медсестры, которых не хватает всегда и везде), а вот с покупкой жилья начались проблемы. Изначально приобретать особняк Надежда Филипповна не собиралась: за домом нужно постоянно ухаживать, а мужских рук в семье не было. Однако ни одна из предложенных квартир дамам категорически не нравилась, и риэлтор убедила хотя бы взглянуть на дом. Надежда Филипповна взглянула на дом Смирнова и пленилась благородством фактур красного кирпича и старого дерева, выверенными пропорциями фасада, и, конечно, «резным кружевом» наличников: «Он как избушка сказочная, золотая такая», - рассказывает она.

… По советской инерции - выучиться на инженера, под влиянием рыночных реформ - переучиться на экономиста, в результате став специалистом в области it, а после сорока лет почувствовать призвание и заняться искусством или активизмом – такие биографии вполне типичны для поколения «рожденных в СССР». Впрочем, у члена Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры Валерия Завалова есть в прошлом весьма нетипичный эпизод.  Его отец был сотрудником советского торгпредства, и еще до падения «железного занавеса» его семья два года жила в Швейцарии. Однако летние каникулы, как и все советские дети, он проводил у бабушки с дедушкой – в Павловском Посаде. С тех пор российское отношение к исторической архитектуре вызывает у него чувство глубокого недоумения: люди массово восхищаются европейскими городами, но при этом так пренебрежительны к собственному художественному наследию? «В Европе, конечно, поражает не только качество реставрации памятников, но и сохранность исторической городской среды в целом, там люди понимают ценность каждой детали, каждой мелочи, - рассказывает Валерий, - но ведь наши старые города могли бы выглядеть не хуже, если изменить подход!». В результате, детства Павловский Посад, с его бревенчатыми мещанскими домиками и купеческими особняками, стал для него источником вдохновения. На этом пути он и познакомился с новой хозяйкой старого особняка.

2021: Только не сайдинг!

            Дом достался Надежде Филипповне не в лучшем состоянии: как бы добротно ни строились посадские купцы, однако пережить семьдесят лет коммунального быта и тридцать – долевой собственности не каждому под силу. За это время ворота сгорели, палисадник рухнул, а многие деревянные элементы фасада сгнили и требуют замены. Поднять такой ремонт трудно для двух женщин, одна из которых – уже пенсионерка. Тем не менее Надежда Филипповна не собирается следовать пагубным тенденциям наших дней, когда старинное дерево отделывается дешевым пластиковым сайдингом, а «деревянное кружево» наличников и вовсе выбрасывают ради установки пластиковых стеклопакетов. Она считает своим долгом сохранить старинный фасад, а Валерий оказывает ей посильную безвозмездную помощь.

Пока что удалось поставить палисадник в старорусском стиле: низкий резной штакетничек из дерева, покрашенный ярко-желтой краской. В мечтах – поставить новые ворота, которые были бы репликой утраченных ворот прошлого века, но пока актуальней вопрос наличников. К сожалению, прошлые владельцы ухаживали за ними не идеально, и многие детали требуют замены. Валерий с помощниками уже сделали замеры для изготовления точных копий утраченных элементов, и активно ведутся поиски мастера, который бы взялся за такую работу. Остается надеяться, что людям хватит сил и ресурсов, чтобы сохранить для нашего города одно из лучших его украшений.

Дом Смирнова

Валерий Завалов

Дом Смирнова

Обсудить тему

Введите символы с картинки*