Павловский Посад. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 19 октября

малооблачно+9 °C

Онлайн трансляция

Никольский храм, некогда стоявший у железнодорожной станции...

20 нояб. 2014 г., 10:39

Просмотры: 172


Стояла церковь у вокзала...

Стояла церковь у вокзала...

Стояла церковь у вокзала, –
В путь провожала и встречала,
Посадский быт благословляла,
Целила души и спасала.
Прошёл «состав» безбожных лет –
И церкви у вокзала нет,
И меркнет в душах Божий свет,
И правит Суета сует…
В.С.

Эти строки, посвящённые мною Никольскому храму, некогда стоявшему у нашей железнодорожной станции, пожалуй, в равной степени относятся ко всем храмам, осквернённым и разрушенным в советское время на павловской земле и в человеческих душах.
...Если сегодня проехать на электричке от Павловского Посада до Москвы, то невозможно не заметить, как в привокзальной зоне некоторых наиболее крупных железнодорожных станций появились новые православные церкви разной величины и архитектуры, украшающие собой близлежащие поселения. У этих храмов помимо эстетической привлекательности есть и своя, идущая исстари традиция – вести богослужения и отправлять церковные требы не только для местного населения, но и в значительной степени для уезжающих и приезжающих пассажиров, кои, отправляясь в путь, нередко нуждаются в Божием благословении или благодарят Господа за благополучное путешествие.
Необходимость в пристанционных храмах очевидна, потому они так активно строятся на всём пути железнодорожного следования, особенно в Московском регионе. В основном эти церкви строятся изначально на новых местах по ходатайству местного христианского населения при поддержке районных благочиний. А в Павловском Посаде подобная церковь существовала и в дореволюционные времена.
Старожилы-долгожители ещё помнят деревянную церковь и школу, стоявшие менее чем в ста метрах от восточного крыла здания станции. Сейчас на этом месте пустырь между зданием нового автовокзала и платной автостоянкой.
К счастью, сохранилась дореволюционная открытка с видом этой Никольской церкви, которая даёт представление о её архитектуре и месте расположения. Благодаря изучению архивных документов мы можем теперь представить хотя бы общую картину рождения Никольского храма и его существования в предреволюционный период, а также в первые годы советской власти на павловской земле – вплоть до закрытия храма. Известно, что после закрытия церкви её здание несколько лет использовалось под клуб железнодорожников, а затем – как их общежитие. В этом качестве постройка просуществовала до конца 60-х годов прошлого века, а потом была снесена.
Архивные документы позволяют нам узнать некоторые подробности о строительстве Никольской церкви. Инициатором постройки привокзальной церкви был помощник начальника 8 участка пути Московско-Нижегородской железной дороги инженер Певницкий Сергей Викторович, который 7 ноября 1901 года обратился с прошением по этому поводу к члену Святейшего Правительствующего Синода Митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру. Певницкий в частности писал: «Стремясь удовлетворить своим духовным потребностям, служащие устраивают накануне праздничных дней всенощные и молебны в зале 3 класса станции, а зал этот всегда бывает переполнен молящимися, как самими служащими, жителями ближайших селений, так и всей Восточной части Павловского посада, в которой насчитывается до 4000 человек... А зал этот во многих отношениях не соответствует важности и торжественности совершаемого священнодействия, во-первых, как помещение буфета 3-го класса и, во-вторых, как проходная комната в телеграф, товарную контору и др. служебные помещения, и следовательно, помещение для богослужений не совсем уместное.
Невозможность удовлетворить свои религиозные потребности одними всенощными, вызвало между служащими станции Павлово горячее желание построить при этой станции на земле принадлежащей Московско-Нижегородской ж. д. Храм и на часть средств, какими мы располагаем в настоящее время, нами приобретен старый деревянный храм с иконостасом в селе Сеченки Бронницкого уезда Московской губернии. Таким образом, мечта о построении храма при ст. Павлово начинает осуществляться. Об этом желании служащих было доложено г-ну Начальнику Дороги, на что г-н Начальник Дороги выразил полнейшее сочувствие и обещал помощь в добывании средств посредством сбора пожертвований между служащими по вверенным ему дорогам, если последует на это благословение...
…Просим не отказать нам в просьбе поставить купленный нами деревянный храм при ст. Павлово, сделав его приписанным к имеющемуся в Павловском Посаде храму, выдать книжку для сбора пожертвований и поставить сборную кружку в пассажирском здании ст. Павлово. При сем представлен чертеж предполагаемого возобновления храма – во имя св. Николая Чудотворца».
На запрос от 11 декабря 1901 года Певницкий сообщает Благочинному Богородского Богоявленского собора Константину Голубеву, что участок земли, отведённый начальством под церковь, составляет 600 кв. сажен. «Церковь будет находиться от ближайших деревянных построек железной дороги на расстоянии 25 сажен (если потребуется – и до 35 сажен). Расстояние от полотна железной дороги до церкви – 23 сажени… При церкви будут устроены два пожарных крана».
Указом Московской Духовной Консистории от 28 января 1902 года постройка храма была разрешена.
28 февраля 1902 года руководством Московско-Курской Нижегородской и Муромской железными дорогами был издан приказ «О сборе пожертвования на Со-
оружение Храма при Ст. Павлово», призывавший «всех лиц, сочувствующих столь Богоугодному делу, принять участие в подписке и посильными пожертвованиями оказать возможное содействие сооружению Храма. Сбор на постройку Храма при ст. Павлово разрешается Кружками, Квитанционными книжками и Подписными Листами...».
Специально созданным комитетом была определена стоимость постройки храма, составляющая 19 504 руб. 57 коп.
Добровольные пожертвования на храм составили: по книжкам – 8230 р.23 к., собрано по местам – 1403 р. 73 к., 2% отчисление из жалования служащих Ст. «Павлово» – 235 р. 36 к., собрано по кружкам – 323 р. 88 к., собрано при оконце в зале 3 класса ст. Павлово – 825 р., получено от продажи старых материалов здания храма – 304 р. 77 к. Ассигновано Управлением Дороги – 1000 р.
Из «Вестника Московско-Курской Нижегородской и Муромской ЖД» № 41 узнаём, что по просьбам некоторых начальников станций и начальников Депо было разрешено «поставить кружки с надписью «На украшение Храма при ст. Павлово» на станции Москва-Нижегор. в товарной конторе, в конторе Начальника, на ст. Обираловка в зале 3 класса. А также на станциях: Степаново, Богородск, Павлово, Орехово, Петушки, Владимир, Ковров, Москва-Рогожская, Нижний».
Комитет по постройке храма вынес благодарность жителям посада за добровольные пожертвования средств –
О.Я. Лабзиной (1000 р.), И.П. Абрамову (500 р.), Е.Х. Мойкину (300 р.),
М.А. Садову (250 р.), Г.Х. Мойкину (200 р.),
В.Н. Грязнову (200 р.), бр. Кудиным
(200 р.), И.А. Елагину (200 р.), бр. Соколиковым (150 р.), Е.А. Соколикову (150 р.), бр. Андреевым (100 р.), Ф.Е. Баранову
(100 р.), В.Н. Антонову (100 р.), Н.А. Краснову (100 р.) и многим другим.
Кроме того было пожертвовано подрядчиками и поставщиками: Смирновым – 1500 р., Давыдовым – 300 р., Игнатьевым – 300 р., Савиным – 150 р., Епанчиковым – 330 р., Храповицким – 25% с суммы забранного у него материала (1082 р. 69 к.). Сохранился список пожертвований вещами и материалами: И.А. Елагин – серебр. вызолоч. утварь, З.И. Барто – Распятие, Неизвестный – Плащаница с Гробницей, Бр. Мойкины – металлич. Паникадила, Е.Х. Мойкин – большое металлич. Евангелие, О-во Хоругвеносцев Павловского Посада – 2 хоругви, Милованова и Куприянов – кирпич, Ознобишин – платформа леса, Нилов – бутовый камень, Пурин – песочный кирпич и глина, Агапов и Чеварзин – часть изразца, разные лица – Образа, В.Н. Грязнов – Малая металлич. паникадила.
Деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была освящена 21 июля 1902 г. Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром.
Бессменным священником с ноября 1903 года в храме служил Александр Георгиевич Воскресенский, весьма известный, популярный и уважаемый в Павловском Посаде человек. Вот его самый краткий послужной список: Законоучитель нач. школы при Русско-Франц. фабрике (1904-1908), а также 2-кл. Министерской школы при ст. Павлово-Посад (1905-1918); Законоучитель Павлово-Посадского Реального училища (1908-1918). Он основал в посаде Общество трезвости и состоял его председателем с 1904 г.; состоял сотрудником Моск. Попечительства о бедных духовного звания с 1908 г.; Председатель Городского Попечительства о бедных Павловского Посада с 1913 г.; член Ревизионной Комиссии Богородского отделения Кирилло-Мефодиевского братства с 1913 г.; председатель Комитета помощи беженцам (1915-1916).
О популярности Никольского храма говорит тот факт, что здесь молились не только павловопосадцы, но также жители множества губерний, как-то: Владимирской, Рязанской, Нижегородской, Черниговской, Тульской, Смоленской, Калужской, Тверской). Только в 1913 году в церкви было проведено 97 крещений и 123 венчания, 21 отпевание.
В начале 1925 года Никольская церковь была закрыта местной советской властью, и многочисленные ходатайства прихожан в разные инстанции о возврате храма были безрезультатны. ВЦИК Президиума Моссовета постановлением от 29 декабря 1925 г. настоятельно рекомендовал местным органам «ускорить дело переоборудования храма в клуб...», что и было исполнено в 1926 году.
Сегодня вопрос о возрождении Никольской церкви приобретает особую актуальность, и есть надежда, что он будет решён положительно. Как раз замечательное свободное место для храма есть у пруда в привокзальном сквере, где он будет прекрасной архитектурной организующей пространство доминантой и своеобразной визитной карточкой старинного города.

Виктор СИТНОВ